08.05.2024

Указ о национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года

В целях обеспечения устойчивого экономического и социального развития Российской Федерации, укрепления государственного, культурно-ценностного и экономического суверенитета,

В  целях обеспечения устойчивого экономического и  социального развития Российской Федерации, укрепления государственного, культурно-ценностного и  экономического суверенитета, увеличения численности населения страны и  повышения уровня жизни граждан, основываясь на  традиционных российских духовно-нравственных ценностях и  принципах патриотизма, приоритета человека, социальной справедливости и  равенства возможностей, обеспечения безопасности государства и  общественной безопасности, открытости внешнему миру, экономического развития, основанного на  честной конкуренции, предпринимательстве и  частной инициативе, высокой эффективности и  технологичности, постановляю:

1. Определить следующие национальные цели развития Российской Федерации на  период до  2030  года и  на  перспективу до  2036  года (далее  – национальные цели):

а) сохранение населения, укрепление здоровья и  повышение благополучия людей, поддержка семьи;

б) реализация потенциала каждого человека, развитие его талантов, воспитание патриотичной и  социально ответственной личности;

в) комфортная и  безопасная среда для жизни;

г) экологическое благополучие;

д) устойчивая и  динамичная экономика;

е) технологическое лидерство;

ж) цифровая трансформация государственного и  муниципального управления, экономики и  социальной сферы.

2. Установить следующие целевые показатели и  задачи, выполнение которых характеризует достижение национальной цели «Сохранение населения, укрепление здоровья и  повышение благополучия людей, поддержка семьи»:

а) повышение суммарного коэффициента рождаемости до  1,6 к  2030  году и  до  1,8 к  2036  году, в  том числе ежегодный рост суммарного коэффициента рождаемости третьих и  последующих детей;

б) увеличение ожидаемой продолжительности жизни до  78 лет к  2030  году и  до  81  года к  2036  году, в  том числе опережающий рост показателей ожидаемой продолжительности здоровой жизни;

в) обеспечение не  ниже среднероссийских темпов повышения к  2030  году суммарного коэффициента рождаемости в  субъектах Российской Федерации, в  которых по  итогам 2023  года значение такого коэффициента было ниже среднероссийского;

г) снижение к  2036  году дифференциации показателей ожидаемой продолжительности жизни не  менее чем на  25 процентов по  сравнению с  уровнем 2023  года;

д) снижение к  2030  году суммарной продолжительности временной нетрудоспособности граждан в  трудоспособном возрасте на  основе формирования здорового образа жизни, создания условий для своевременной профилактики заболеваний и  привлечения граждан к  систематическим занятиям спортом;

е) повышение к  2030  году уровня удовлетворенности граждан условиями для занятий физической культурой и  спортом;

ж) увеличение к  2030  году численности граждан пожилого возраста и  инвалидов, получающих услуги долговременного ухода, не  менее чем до  500 тыс. человек из  числа наиболее нуждающихся в  таких услугах;

з) повышение к  2030  году уровня удовлетворенности участников специальной военной операции условиями для медицинской реабилитации, переобучения и  трудоустройства;

и) создание и  запуск к  2030  году цифровой платформы, способствующей формированию, поддержанию и  сохранению здоровья человека на  протяжении всей его жизни, на  базе принципа управления на  основе данных;

к) снижение уровня бедности ниже 7 процентов к  2030  году и  ниже 5 процентов к  2036  году, в  том числе уровня бедности многодетных семей до  12 процентов к  2030  году и  до  8 процентов к  2036  году;

л) снижение коэффициента Джини (индекс концентрации доходов) до  0,37 к  2030  году и  до  0,33 к  2036  году;

м) обеспечение повышения опережающими темпами минимального размера оплаты труда, в  том числе его рост к  2030  году более чем в  два раза по  сравнению с  суммой, установленной на  2023  год, с  достижением его величины не  менее чем 35 тыс. рублей в  месяц;

н) утверждение в  2026  году новых систем оплаты труда работников государственных и  муниципальных организаций и  внедрение таких систем с  2027  года в  целях обеспечения роста доходов работников бюджетного сектора экономики, предусмотренных указами Президента Российской Федерации от  7  мая 2012  г. №  597 «О  мероприятиях по  реализации государственной социальной политики», от  1  июня 2012  г. №  761 «О  Национальной стратегии действий в  интересах детей на  2012–2017  годы» и  от  28  декабря 2012  г. №  1688 «О  некоторых мерах по  реализации государственной политики в  сфере защиты детей-сирот и  детей, оставшихся без попечения родителей».

3. Установить следующие целевые показатели и  задачи, выполнение которых характеризует достижение национальной цели «Реализация потенциала каждого человека, развитие его талантов, воспитание патриотичной и  социально ответственной личности»:

а) создание к  2030  году условий для воспитания гармонично развитой, патриотичной и  социально ответственной личности на  основе традиционных российских духовно-нравственных и  культурно-исторических ценностей;

б) увеличение к  2030  году численности иностранных студентов, обучающихся по  образовательным программам высшего образования в  российских образовательных организациях высшего образования и  научных организациях, не  менее чем до  500 тыс. человек;

в) увеличение к  2030  году доли молодых людей, участвующих в  проектах и  программах, направленных на  профессиональное, личностное развитие и  патриотическое воспитание, не  менее чем до  75 процентов;

г) увеличение к  2030  году доли молодых людей, верящих в  возможности самореализации в  России, не  менее чем до  85 процентов;

д) увеличение к  2030  году доли молодых людей, вовлеченных в  добровольческую и  общественную деятельность, не  менее чем до  45 процентов;

е) обеспечение к  2030  году функционирования эффективной системы выявления, поддержки и  развития способностей и  талантов детей и  молодежи, основанной на  принципах ответственности, справедливости, всеобщности и  направленной на  самоопределение и  профессиональную ориентацию 100 процентов обучающихся;

ж) обеспечение продвижения и  защиты традиционных российских духовно-нравственных ценностей в  рамках не  менее 70 процентов проектов в  сфере культуры, искусства и  народного творчества, финансируемых государственными институтами развития, к  2030  году и  не  менее 80 процентов таких проектов к  2036  году;

з) повышение к  2030  году удовлетворенности граждан работой государственных и  муниципальных организаций культуры, искусства и  народного творчества;

и) формирование к  2030  году современной системы профессионального развития педагогических работников для всех уровней образования, предусматривающей ежегодное дополнительное профессиональное образование на  основе актуализированных профессиональных стандартов не  менее чем 10 процентов педагогических работников на  базе ведущих образовательных организаций высшего образования и  научных организаций.

4. Установить следующие целевые показатели и  задачи, выполнение которых характеризует достижение национальной цели «Комфортная и  безопасная среда для жизни»:

а) улучшение качества среды для жизни в  опорных населенных пунктах на  30 процентов к  2030  году и  на  60 процентов к  2036  году;

б) обеспечение граждан жильем общей площадью не  менее 33 кв. метров на  человека к  2030  году и  не  менее 38 кв. метров к  2036  году;

в) обновление к  2030  году жилищного фонда не  менее чем на  20 процентов по  сравнению с  показателем 2019  года;

г) устойчивое сокращение непригодного для проживания жилищного фонда;

д) повышение доступности жилья на  первичном рынке;

е) благоустройство не  менее чем 30 тыс. общественных территорий и  реализация в  малых городах и  исторических поселениях не  менее чем 1600 проектов победителей Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды к  2030  году;

ж) реализация программы модернизации коммунальной инфраструктуры и  улучшение качества предоставляемых коммунальных услуг для 20 млн. человек к  2030  году;

з) строительство и  реконструкция (модернизация) не  менее чем 2 тыс. объектов питьевого водоснабжения и  водоподготовки к  2030  году;

и) обеспечение значимого роста энергетической и  ресурсной эффективности в  жилищно-коммунальном хозяйстве, промышленном и  инфраструктурном строительстве;

к) увеличение к  2030  году в  агломерациях и  городах доли парка общественного транспорта, имеющего срок эксплуатации не  старше нормативного, не  менее чем до  85 процентов;

л) увеличение к  2030  году доли соответствующих нормативным требованиям автомобильных дорог федерального значения и  дорог крупнейших городских агломераций не  менее чем до  85 процентов, опорной сети автомобильных дорог  – не  менее чем до  85 процентов, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения  – не  менее чем до  60 процентов;

м) снижение смертности в  результате дорожно-транспортных происшествий в  полтора раза к  2030  году и  в  два раза к  2036  году по  сравнению с  показателем 2023  года;

н) увеличение к  2030  году авиационной подвижности населения не  менее чем на  50 процентов по  сравнению с  показателем 2023  года при обеспечении к  2030  году доли самолетов отечественного производства в  парке российских авиаперевозчиков не  менее чем 50 процентов;

о) завершение до  конца 2030  года капитального ремонта зданий дошкольных образовательных организаций и  общеобразовательных организаций, признанных нуждающимися в  проведении такого ремонта по  состоянию на  1  января 2025  г.;

п) обеспечение в  рамках программы социальной газификации населения подключения к  сетевому природному газу не  менее чем 1,6 млн. домовладений к  2030  году и  не  менее чем 3 млн. домовладений к  2036  году;

р) оснащение к  2030  году необходимым оборудованием до  900 центров воспроизведения аудиовизуального контента в  малых населенных пунктах (с  численностью населения до  50 тыс. человек) в  целях обеспечения доступа граждан к  достижениям современного российского кинематографа, подключение таких центров к  единой цифровой платформе, содержащей в  том числе библиотеку аудиовизуального контента.

5. Установить следующие целевые показатели и  задачи, выполнение которых характеризует достижение национальной цели «Экологическое благополучие»:

а) формирование экономики замкнутого цикла, обеспечивающей к  2030  году сортировку 100 процентов объема ежегодно образуемых твердых коммунальных отходов, захоронение не  более чем 50 процентов таких отходов и  вовлечение в  хозяйственный оборот не  менее чем 25 процентов отходов производства и  потребления в  качестве вторичных ресурсов и  сырья;

б) поэтапное снижение к  2036  году в  два раза выбросов опасных загрязняющих веществ, оказывающих наибольшее негативное воздействие на  окружающую среду и  здоровье человека, в  городах с  высоким и  очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха;

в) ликвидация до  конца 2030  года не  менее чем 50 опасных объектов накопленного вреда окружающей среде, утилизация и  обезвреживание к  2036  году не  менее чем 50 процентов общего объема отходов I и  II классов опасности;

г) снижение к  2036  году в  два раза объема неочищенных сточных вод, сбрасываемых в  основные водные объекты, сохранение уникальной экологической системы озера Байкал;

д) сохранение лесов и  биологического разнообразия, устойчивое развитие особо охраняемых природных территорий и  создание условий для экологического туризма во  всех национальных парках.

6. Установить следующие целевые показатели и  задачи, выполнение которых характеризует достижение национальной цели «Устойчивая и  динамичная экономика»:

а) обеспечение темпа роста валового внутреннего продукта страны выше среднемирового и  выход не  позднее 2030  года на  четвертое место в  мире по  объему валового внутреннего продукта, рассчитанного по  паритету покупательной способности, в  том числе за  счет роста производительности труда, при сохранении макроэкономической стабильности, низкого уровня безработицы и  снижении уровня структурной безработицы;

б) снижение доли импорта товаров и  услуг в  структуре валового внутреннего продукта до  17 процентов к  2030  году;

в) увеличение к  2030  году объема инвестиций в  основной капитал не  менее чем на  60 процентов по  сравнению с  уровнем 2020  года за  счет постоянного улучшения инвестиционного климата;

г) обеспечение устойчивого роста доходов населения и  уровня пенсионного обеспечения не  ниже уровня инфляции;

д) обеспечение в  2024–2030  годах реального роста дохода на  одного работника субъекта малого и  среднего предпринимательства в  1,2 раза выше, чем рост валового внутреннего продукта;

е) обеспечение роста капитализации фондового рынка не  менее чем до  66 процентов валового внутреннего продукта к  2030  году и  до  75 процентов валового внутреннего продукта к  2036  году, доли долгосрочных сбережений граждан в  общем объеме их сбережений не  менее чем до  40 процентов к  2030  году и  до  45 процентов к  2036  году;

ж) вхождение к  2030  году Российской Федерации в  число 25 ведущих стран мира по  показателю плотности роботизации;

з) вовлечение к  2030  году не  менее чем 40 процентов средних и  крупных предприятий базовых несырьевых отраслей экономики и  100 процентов государственных и  муниципальных организаций социальной сферы в  реализацию проектов, направленных на  повышение производительности труда;

и) создание к  2030  году эффективной системы подготовки, профессиональной переподготовки и  повышения квалификации кадров для приоритетных отраслей экономики исходя из  прогноза потребности в  них;

к) создание к  2030  году условий для одновременного освоения не  менее чем 30 процентами студентов нескольких квалификаций в  рамках профессионального образования;

л) создание к  2030  году институциональных условий для постоянного профессионального развития работающих граждан, в  том числе для получения новых профессий и  повышения квалификации;

м) снижение к  2036  году не  более чем до  двух раз разрыва в  уровнях бюджетной обеспеченности между 10 наиболее обеспеченными и  10 наименее обеспеченными субъектами Российской Федерации (с  учетом оказания финансовой поддержки из  федерального бюджета в  форме целевых межбюджетных трансфертов);

н) увеличение к  2030  году доли туристской отрасли в  валовом внутреннем продукте до  5 процентов;

о) обеспечение к  2030  году прироста объема экспорта несырьевых неэнергетических товаров не  менее чем на  две трети по  сравнению с  показателем 2023  года;

п) увеличение к  2030  году объема производства продукции агропромышленного комплекса не  менее чем на  25 процентов по  сравнению с  уровнем 2021  года;

р) увеличение к  2030  году экспорта продукции агропромышленного комплекса не  менее чем в  полтора раза по  сравнению с  уровнем 2021  года;

с) формирование сети устойчивых партнерств с  иностранными государствами и  создание необходимой инфраструктуры для внешнеэкономической деятельности, технологической и  промышленной кооперации и  освоения новых рынков;

т) увеличение к  2030  году экспорта туристских услуг в  три раза по  сравнению с  уровнем 2023  года;

у) увеличение к  2030  году объема перевозок по  международным транспортным коридорам не  менее чем в  полтора раза по  сравнению с  уровнем 2021  года за  счет повышения глобальной конкурентоспособности маршрутов;

ф) увеличение доли креативных (творческих) индустрий в  экономике;

х) утверждение и  реализация программ адаптации к  изменениям климата на  федеральном, региональном и  корпоративном уровнях;

ц) создание национальной системы мониторинга климатически активных веществ.

7. Установить следующие целевые показатели и  задачи, выполнение которых характеризует достижение национальной цели «Технологическое лидерство»:

а) обеспечение технологической независимости и  формирование новых рынков по  таким направлениям, как биоэкономика, сбережение здоровья граждан, продовольственная безопасность, беспилотные авиационные системы, средства производства и  автоматизации, транспортная мобильность (включая автономные транспортные средства), экономика данных и  цифровая трансформация, искусственный интеллект, новые материалы и  химия, перспективные космические технологии и  сервисы, новые энергетические технологии (в  том числе атомные);

б) увеличение к  2030  году уровня валовой добавленной стоимости в  реальном выражении и  индекса производства в  обрабатывающей промышленности не  менее чем на  40 процентов по  сравнению с  уровнем 2022  года;

в) обеспечение к  2030  году вхождения Российской Федерации в  число 10 ведущих стран мира по  объему научных исследований и  разработок;

г) увеличение к  2030  году внутренних затрат на  исследования и  разработки не  менее чем до  2 процентов валового внутреннего продукта, в  том числе за  счет увеличения инвестиций со  стороны частного бизнеса на  эти цели не  менее чем в  два раза;

д) увеличение к  2030  году доли отечественных высокотехнологичных товаров и  услуг, созданных на  основе собственных линий разработки, в  общем объеме потребления таких товаров и  услуг в  Российской Федерации в  полтора раза по  сравнению с  уровнем 2023  года;

е) увеличение к  2030  году выручки малых технологических компаний не  менее чем в  семь раз по  сравнению с  уровнем 2023  года.

8. Установить следующие целевые показатели и  задачи, выполнение которых характеризует достижение национальной цели «Цифровая трансформация государственного и  муниципального управления, экономики и  социальной сферы»:

а) достижение к  2030  году «цифровой зрелости» государственного и  муниципального управления, ключевых отраслей экономики и  социальной сферы, в  том числе здравоохранения и  образования, предполагающей автоматизацию большей части транзакций в  рамках единых отраслевых цифровых платформ и  модели управления на  основе данных с  учетом ускоренного внедрения технологий обработки больших объемов данных, машинного обучения и  искусственного интеллекта;

б) формирование рынка данных, их активное вовлечение в  хозяйственный оборот, хранение, обмен и  защита;

в) увеличение доли домохозяйств, которым обеспечена возможность качественного высокоскоростного широкополосного доступа к  информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в  том числе с  использованием сетей (инфраструктуры) спутниковой и  мобильной связи и  с  учетом роста пропускной способности магистральной инфраструктуры, до  97 процентов к  2030  году и  до  99 процентов к  2036  году;

г) обеспечение в  2025–2030  годах темпа роста инвестиций в  отечественные решения в  сфере информационных технологий вдвое выше темпа роста валового внутреннего продукта;

д) переход к  2030  году не  менее 80 процентов российских организаций ключевых отраслей экономики на  использование базового и  прикладного российского программного обеспечения в  системах, обеспечивающих основные производственные и  управленческие процессы;

е) увеличение к  2030  году до  95 процентов доли использования российского программного обеспечения в  государственных органах, государственных корпорациях, государственных компаниях и  хозяйственных обществах, в  уставном капитале которых доля участия Российской Федерации в  совокупности превышает 50 процентов, а  также в  их аффилированных юридических лицах;

ж) увеличение к  2030  году до  99 процентов доли предоставления массовых социально значимых государственных и  муниципальных услуг в  электронной форме, в  том числе внедрение системы поддержки принятия решений в  рамках предоставления не  менее чем 100 массовых социально значимых государственных услуг в  электронной форме в  проактивном режиме или при непосредственном обращении заявителя, за  счет внедрения в  деятельность органов государственной власти единой цифровой платформы;

з) формирование системы подбора, развития и  ротации кадров для органов государственной власти и  органов местного самоуправления на  основе принципов равных возможностей, приоритета профессиональных знаний и  квалификаций, включая механизмы регулярной оценки и  обратной связи в  рамках единой цифровой платформы;

и) обеспечение к  2030  году повышения уровня удовлетворенности граждан качеством работы государственных и  муниципальных служащих и  работников организаций социальной сферы не  менее чем на  50 процентов;

к) создание системы эффективного противодействия преступлениям, совершаемым с  использованием информационно-телекоммуникационных технологий, и  снижения ущерба от  их совершения;

л) обеспечение сетевого суверенитета и  информационной безопасности в  информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

9. Правительству Российской Федерации:

а) до  1  сентября 2024  г. для достижения национальных целей, целевых показателей и  выполнения задач, предусмотренных настоящим Указом, разработать (скорректировать) при участии Государственного Совета Российской Федерации и  представить на  рассмотрение Совета при Президенте Российской Федерации по  стратегическому развитию и  национальным проектам блок национальных проектов по  обеспечению технологического лидерства, а  также следующие национальные проекты:

«Продолжительная и  активная жизнь»;

«Семья»;

«Молодежь и  дети»;

«Кадры»;

«Инфраструктура для жизни»;

«Эффективная транспортная система»;

«Экологическое благополучие»;

«Эффективная и  конкурентная экономика»;

«Туризм и  гостеприимство»;

«Международная кооперация и  экспорт»;

«Экономика данных и  цифровая трансформация государства»;

б) до  1  сентября 2024  г. привести свои акты в  соответствие с  настоящим Указом и  представить предложения по  приведению актов Президента Российской Федерации в  соответствие с  настоящим Указом;

в) до  31  декабря 2024  г.:

разработать и  представить на  рассмотрение Совета при Президенте Российской Федерации по  стратегическому развитию и  национальным проектам единый план по  достижению национальных целей развития Российской Федерации на  период до  2030  года и  на  перспективу до  2036  года;

разработать и  утвердить стратегию пространственного развития Российской Федерации на  период до  2030  года;

г) до  1  июля 2025  г. разработать с  использованием единой цифровой картографической основы Российской Федерации и  утвердить комплексный план развития транспортной, энергетической, телекоммуникационной, социальной и  иной инфраструктуры на  период до  2036  года, необходимой для реализации национальных целей;

д) ежегодно при формировании проекта федерального бюджета на  очередной финансовый год и  на  плановый период предусматривать в  приоритетном порядке бюджетные ассигнования на  реализацию национальных целей;

е) обеспечить направление в  приоритетном порядке дополнительных доходов федерального бюджета, образуемых в  ходе его исполнения, на  реализацию национальных целей.

10. Администрации Президента Российской Федерации совместно с  Государственным Советом Российской Федерации:

а) разработать и  до  1 октября 2024  г. представить предложения по  приведению Указа Президента Российской Федерации от  4  февраля 2021  г. №  68 «Об  оценке эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и  деятельности исполнительных органов субъектов Российской Федерации» в  соответствие с  настоящим Указом;

б) определить социологические показатели достижения национальных целей, целевых показателей и  выполнения задач, предусмотренных настоящим Указом, а  также обеспечить постоянный мониторинг таких социологических показателей.

11. Признать утратившим силу Указ Президента Российской Федерации от  21  июля 2020  г. №  474 «О  национальных целях развития Российской Федерации на  период до  2030  года» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, №  30, ст. 4884).

12. Настоящий Указ вступает в  силу со  дня его подписания.

Источник: Сайт Президента РФ

Последние новости

Прокурор г. Отрадного объявил руководителю городского округа и подрядчику предостережение о недопустимости нарушения требований федерального законодательства

Прокурор города Отрадного совместно с исполняющим обязанности главы города и представителем подрядчика посетили строящийся объект - многоквартирный жилой дом по адресу: г. Отрадный, ул.

Суд по требованию прокурора г. Сызрани обязал региональный фонд капитального ремонта произвести ремонт многоквартирных домов

Прокуратурой г. Сызрани Самарской области проведена проверка исполнения требований законодательства при организации и проведении капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов.

Сертификацию прошли: РЦК успешно подтвердил свои компетенции

Региональный центр компетенций Самарской области успешно прошел сертификацию Федерального центра компетенций,

Card image

Сравнение гофрокартона с другими материалами упаковки по целому ряду параметров

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *